Определите понятия: «Стратегия антикризисного управления предприятием»,  «Антикризисная политика». Типы антикризисных политик


Управление - направленное воздействие руководства хо­зяйствующего субъекта на хозяйственные процессы в целях увеличения прибыли за счет повышения эффективности

производства, улучшения качества выпускаемой продукции и обеспечения на этой основе экономического и социаль­ного развития коллектива предприятия. 

Антикризисное управление предприятием (антикризисный менеджмент) -новое понятие для экономики России. В отличие от антикризисного регулирования это макроэкономическая категория, отражающая производственные отношения на уровне предприятия.  Появление антикризисного управления Продиктовано необходимостью финансового оздоровления многочисленных предприятий, функционирующих в со­стоянии хронической неплатежеспособности. Исходя из потребности,  сформировался упрощенный  смысл  этого приятия, т.е. под ним понимают либо управление деятель­ностью предприятия, впавшего в состояние кризиса, либо управление, нацеленное на вывод предприятия из этого состояния. Но в обоих случаях нужда в нем возникает после свершившегося факта банкротства.

Антикризисное управление (антикризисный менеджмент) — это применение к предприятию экономически и социально оправданных про­филактических и оздоровительных процедур, направлен­ных на повышение его конкурентоспособности.

Стратегия антикризисного управления предприятием — со­вокупность действий и последовательность принимаемых управленческих решений, позволяющих оценить, проанализировать и выработать необходимую систему воздействий, на оздоровление предприятия с целью предотвращения его банкротства.                                                                           

Антикризисная политика - генеральное направление деятельности руководства предприятия, совокупность принципов, методов, форм организационного поведения, направленных на сохранение, укрепление и улучшение финансового и технико-экономического состояния предприятия, на формирование механизма управления, способного своевременно реагировать на постоянно меняющуюся конъюнктуру рынка с учетом стратегии предприятия.

Как известно, кризисные ситуации могут возникать на, всех стадиях жизненного цикла предприятия. В зависимо­сти от глубины кризиса и характера применяемых процедур процесс антикризисного управления может протекать либо активно либо пассивно. Поэтому существуют различные типы политики его осуществления:

•  предкризисное управление;

•  управление в условиях кризиса;

•  управление процессами выхода из кризиса;

•  стабилизация неустойчивых ситуаций;

•  минимизация потерь и упущенных возможностей;

•  своевременное принятие решений;

•  подготовка к кризису и минимизация его послед­ствий.

Антикризисный менеджмент — одна из разновидно­стей управления деятельностью предприятия. Известно, что по содержанию объектов управления су­ществуют следующие его виды: управление персоналом, управление производством (деятельностью), управление финансами, управление инвестициями, управление про­движением товара на рынке и т.п. Каждый из перечислен­ных видов сосредоточен на одном каком-либо аспекте деятельности. В отличие от них объектом антикризисного ме­неджмента являются одновременно все элементы деятель­ности предприятия: средства производства, рабочая сила, организация производства, труда и управления, финансы, инвестиции, внешняя и внутренняя среда.

В качестве предмета выступают лишь профилак­тические меры финансового оздоровления предприятия, а не развитие объекта управления вообще. 

Цель антикризисного менеджмента состоит скорее в подготовке «аэродрома» для последующего старта, развития и совершенствования деятельности хозяйствующего субъекта. Это своего рода управление-связка одновременно между всеми видами управления вообще

Аналогично можно определить значение антикризис­ного менеджмента в системе стратегического и тактиче­ского управления деятельностью предприятия. При необходимости такой менеджмент вносит корректировки в функцию направленности развития предприятия и в распределение ресурсов, обеспечивающих реализацию стратегических целей.

Кроме того, его практическое зна­чение состоит в следующем:

•  проясняет возникшие проблемы в деятельности предприятия;

•  выступает средством выживания в трудный период;

•  снижает риск банкротства и ликвидации

•  координирует деятельность предприятия в целом;.

•  выделяет приоритетность проблем;

•  способствует мобилизации, рациональному распре­делению и использованию ресурсов;

•  помогает преодолеть неопределенность рыночной среды и перескочить на новый виток своего развития.

Таким образом, объединяя все виды управления и влияя на их объекты, антикризисный менеджмент вносит некий революционный динамизм, скачкообразную под­вижность во всех элементах системы управления пред­приятием в целом, побуждая ее совершенствоваться.

Предыдущие материалы: Следующие материалы: