Государственное регулирование предполагает, какие виды политики и по каким направлениям?


Антикризисное регулирование — это политика правитель­ства, направленная на защиту предприятий от кризисных ситуаций и на предотвращение их банкротства. Она осуще­ствляется на мезо- и макроуровне и представляет собой систему.

Государственное регулирование предполагает проведе­ние экономической политики по различным направлениям.

1. Фискальная (бюджетная) политика представляет собой регулирование с помощью государственного бюд­жета и налогообложения, т.е. предусматривается уста­новление на определенном уровне степени зависимости предприятия от бюджета. Такая политика проявляется в следующем:

• в период спада производства — в увеличении объе­мов финансирования общественных работ, государствен­ных программ по оказанию поддержки важным для экономики предприятиям;

• в период подъема — в уменьшении налогов с населения и предприятий, что ведет к повышению платеже­способного спроса населения и возможностей для инвестирования у предприятий, а следовательно, к оживлению экономики;

• в любой период — в налоговом регулировании, ко­торое выражается в увеличении льгот для предприятий, функционирующих в желательных для государства сферах экономики, для малых предприятий и предприятий, осуществляющих реконструкцию, техническое перевооружение или расширение действующего производства; в
установлении моратория на уплату обязательных платежей; в замораживании начисления пеней; в предоставле­нии рассрочки и отсрочки погашения долга, в возможности получения налогового кредита.

2.Структурная политика реализуется в процессе при­ватизации  имущества государственных предприятий.   В этой области намечены следующие направления: пере­смотр принципов и приоритетов в области управления и распоряжения   государственным   имуществом,   усиление роли государства в процессе реформирования отношений
собственности, усиление государственного контроля в государственном секторе экономики. Особенно это касается тех предприятий,  которые обеспечивают научно-техническую и технологическую независимость страны как не­отъемлемую часть национальной безопасности.

3.Финансово-кредитная политика представляет со­бой целенаправленное управление государства банковским процентом, денежной массой и кредитами, которые, в свою очередь, воздействуют на потребительский и инвестиционный спрос. Эта политика проявляется также и в том, что Цен­тральный банк РФ, воздействуя на коммерческие банки и нормируя их обязательные резервы, тем самым стиму­лирует выдачу кредитов.

Кроме того, покупка и продажа ценных бумаг госу­дарства влияет на экономический рост и инфляцию: по­купка ведет к увеличению денежной массы, продажа — к ее снижению.

4.   Научно-техническая политика состоит в обеспече­нии комплексного развития науки и техники, что предполагает следующие меры: выбор приоритетных направ­лений в развитии науки и техники; государственная под­держка их развития путем финансирования; осуществле­ние прогрессивной амортизационной и инвестиционной политики; совершенствование системы оплаты труда на­учных работников; участие в международном научно-тех­ническом сотрудничестве и др.

5. Промышленная политика направлена на преобразова­ние отраслевой структуры промышленности в ходе государственного регулирования промышленности региона, в
том числе на реструктуризацию предприятий, создание сис­темы стратегического корпоративного планирования и финансового мониторинга, формирование системы информационной поддержки промышленности. В настоящее время происходит процесс внутренней перегруппировки сил, за­ставляющий вчерашних олигархов развернуться в сторону более активной и финансово ощутимой поддержки нацио­нальной экономики.

6. Амортизационная политика — это оптимизация формирования затрат по использованию основных фондов путем выбора наилучшего варианта исчисления амортизации.

7. Инвестиционная политика нацелена на регулирование темпов роста производства, ускорение НТП, изме­нение отраслевой структуры экономики. Основная зада­ча здесь видится в освобождении государства от функ­ции основного инвестора и создании условий для при­влечения частных инвестиций в экономику.

8. Прогнозирование и планирование занимают не по­следнее место в системе государственного регулирования. Индикативное планирование, основанное на анали­зе развития экономики, осуществляется в соответствии с имеющимися ресурсами.  Результатом являются основ­ные макроэкономические показатели в плановом периоде: темпы роста валового национального продукта и на­ционального дохода,  уровень инфляции,  безработицы, МРОТ, дефицит бюджета, процентные ставки и др. Оп­ределяются способы их достижения и регулирования в случае их невыполнения.

9. Ценовая политика состоит в регулировании цен на важнейшие (первой необходимости) товары и услуги и на продукцию монополистов с помощью определения пре­дельных или фиксированных цен, предельных коэффици­ентов изменения цен, предельных уровней рентабельности.

10. Внешнеэкономическая политика предполагает обеспечение условий для притока иностранных инвестиций и свободного выхода отечественных предпринимателей на мировой рынок с помощью таможенных тарифов, про­текционизма, принятия соответствующих законов.

11. Социальная политика является одним из важнейших направлений государственного регулирования. Так, в 2000 г. на финансирование социально-экономического развития регионов России, включая антикризисное регулирование, отдельной строкой в бюджете выделено 2 млрд. руб.

Предыдущие материалы: Следующие материалы: