Элементы финансового менеджмента.  Финансовая служба на предприятии.


В условиях применения к неплатежеспособному пред­приятию реабилитационных процедур одним из важней­ших и первоочередных мероприятий является реоргани­зация системы управления финансами.

Финансовый менеджмент предприятия в стадии кри­зиса должен включать:

• организацию финансовой службы в условиях жестко­го ограничения всех видов ресурсов, отказа предпри­ятию в доверии со стороны кредиторов, инвесторов, страховых организаций;

• управление текущими финансовыми потоками пред­приятия в период его оздоровления с учетом жестко­го разграничения между движением денежной налич­ности и зачетно-бартерными операциями;

• управление дебиторской и кредиторской задолженно­стью, в частности, конвертацию задолженности деби­торов в простые и переводные векселя, облигации, привилегированные акции, переуступку требований по долговым обязательствам, реструктуризацию дол­говых обязательств и конвертацию их в долевые цен­ные бумаги (обыкновенные акции, паи, доли);

• налоговое планирование, т. е. учет и прогнозирование всех налоговых обязательств, вытекающих из различ­ных вариантов осуществления финансово-хозяйствен­ной деятельности предприятия, выбор оптимального варианта с позиции достижения поставленных задач и одновременной минимизации налоговых платежей; эффективную учетную политику, позволяющую рас­пределить сроки внесения налоговых платежей с наи­большей выгодой для предприятия-должника.

Главным направ­лением является изменение содержания финансовой деятельности, но немаловажное значение имеет и рацио­нальная организация финансовой службы.

Рационально построенная финансовая служба пред­приятия в условиях его кризиса должна отвечать следую­щим первоочередным требованиям.

1. Максимально эффективное управление долгами, включая:

1) составление реальных графиков погашения долгов при одновременном принятии эффективных мер по взысканию долгов с дебиторов, переоформление этих долгов в более ликвидные документы (векселя с гарантиями оплаты, залоговые обязательства, об­лигации, обыкновенные и привилегированные ак­ции) , мер по переуступке или продаже долгов, заче­там взаимных требований с дебиторами; 2) реструктуризацию, конвертацию и капитализа­цию кредиторской задолженности с целью улуч­шения структуры баланса предприятия. Решение этой задачи может достигаться путем превраще­ния кредиторской задолженности в облигацион­ные займы с отдаленными сроками погашения на выгодных для кредиторов условиях (повы­шенные проценты, значительный дисконт, до­полнительная разовая премия по истечении сро­ков займа), путем обмена долговых обязательств на высокодоходные привилегированные акции или на значительные (вплоть до контрольных) пакеты обыкновенных акций, путем предложеЭлементы финансового менеджмента.  Финансовая служба на предприятии.ния кредиторам войти долговыми обязательства­ми предприятия в договор простого товарищест­ва при осуществлении определенных коммерчес­ких проектов и т. п.

2.  Формирование бездефицитных финансовых планов по текущей деятельности, согласованных с планами про­изводства и реализации продукции (работ, услуг), прода­жи части имущества, доходов и расходов по внереализа­ционным операциям.

3. Нахождение наиболее дешевых внешних источни­ков финансирования при максимальном использовании гарантий, поручительства, залогов; формирование опти­мальной структуры капитала (структуры пассивов) с точ­ки зрения его минимальной стоимости.

4. Эффективное управление капиталом — эмиссия и размещение ценных бумаг, помещение временно свобод­ных средств в высоколиквидные активы, проведение опе­раций с уставным капиталом при реструктуризации пред­приятия.

5. Управление оборотным капиталом, направленное на выполнение производственных задач при минимальных размерах текущих запасов и их наивысшей в данных услови­ях оборачиваемости. Организация выгодных для предприя­тия зачетно-бартерных схем расчетов в условиях дефицита денежной наличности; принятие эффективных решений по обращению дебиторской и кредиторской задолженности, имея в виду, что кредиторская задолженность — это неофи­циальные кредиты, выданные предприятием.

6. Управление основным капиталом, направленное на максимальное сокращение действующих основных фон­дов, участвующих в выполнении производственной программы, их консервация, реализация и ликвидация. Гибкая амортизационная политика, призванная обеспечить маневрирование между стремлением иметь свободные де­нежные ресурсы и необходимостью снижения затрат на производство.

7. Обоснованная дивидендная политика, сочетающая в себе, с одной стороны, резервирование и рефинансирова­ние прибыли с целью поддержания производства и, с дру­гой, выплату максимально возможных дивидендов для рас­четов с акционерами из числа бывших кредиторов (если долги конвертированы в акции) и для укрепления доверия к предприятию, переживающему кризис.

8. Организация действенного финансового контроля в контакте с внутренним аудитором; работа с внешними аудиторскими фирмами и государственными органами, осуществляющими финансовый контроль по соответст­вующим направлениям; подготовка и исполнение реше­ний по результатам внутренних и внешних проверок.

Состав, структура и функции финансовой службы пред­приятия должны вытекать из целей и задач, стоящих перед предприятием, а также из его реальных финансовых воз­можностей. На рис. 27 представлена модель рациональной структуры финансовой службы.

Элементы финансового менеджмента.  Финансовая служба на предприятии.

Специалист по управленческому учету анализирует экономическую ситуацию на предприятии и представля­ет ее руководству. В его задачи входит подготовка реаль­ных выводов и обоснованных предложений относительно

Рис. 27. Рациональная структура финансовой службы предприятия, находящегося в предбанкротном состоянии или в стадии реабилитационных процедур.

Предыдущие материалы: Следующие материалы: