Понятия: стратегия антикризисного регулирования, политика антикризисного регулирования, участники антикризисного регулирования


Стратегия антикризисного регулирования —генеральное направление стабилизации экономического развития с целью реализации стратегии преобразования обществен­ной жизни страны.

Политика антикризисного регулирования —это направ­ление деятельности правительства, совокупность прин­ципов, методов, форм организационного поведения, на­правленных на стабилизацию экономической ситуации, поверженной в кризис, на формирование механизма ре­гулирования, способного своевременно влиять на ры­ночную конъюнктуру с учетом стратегии антикризисного регулирования.

Участниками антикризисного регулирования являют­ся различные службы и организации.

1. Федеральная служба России по финансовому оздоровле­нию и банкротству (ФСФО России), реорганизованная из бывшей ФСДН России в соответствии с Указом Президен­та РФ № 651 от 25 мая 1999 г., которую на региональных уровнях представляют следующие организации:

•    13 межрегиональных территориальных служб по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению —Централь­ная, Сибирская, Восточно-Сибирская, Западно-Сибирская, Урало-Сибирская, Уральская, Поволжская, Волго-Вятская, Дальневосточная, Северная, Северо-Западная, Северо-Кавказская, Южная (в их составе в каждом областном и краевом центре функционируют территориальные агентст­ва); такая организационная структура позволяет принимать решения о судьбах несостоятельных предприятий с учетом социально-экономической ситуации, преодолевая местнические интересы субъектов Российской Федерации;

•     два территориальных органа Свердловской и Московской областей.

ФСФО России выполняет исполнительные, контроль­ные, разрешительные, регулирующие и организационные функции, связанные с антикризисным регулированием. Служба разрабатывает и реализует мероприятия по финан­совому оздоровлению предприятий, проводит государст­венную политику по предупреждению банкротств, обеспе­чивает условия реализации процедур банкротства, обеспе­чивает защиту интересов государства при решении вопро­сов о несостоятельности предприятий, осуществляет внеш­ний мониторинг финансового состояния экономически и социально значимых предприятий, участвует в разработке федеральных и межгосударственных программ по реструк­туризации и финансовому оздоровлению неплатежеспо­собных предприятий, организует привлечение инвестиций, вносит  предложения   по  приватизации   государственных предприятий-должников, влияет на принятие решений об отстранении от должности руководителей этих предпри­ятий, участвует в разработке мер по социальной защите ра­ботников несостоятельных предприятий, участвует в процедурных вопросах, касающихся этих предприятий, издает журнал «Вестник Федеральной службы России по финан­совому оздоровлению и банкротству».

2.   Федеральная (центральная и территориальные) меж­ведомственная балансовая комиссия по финансовому оздо­ровлению, в состав которой входят специалисты из депар­таментов финансов, банков, клиринговых центров, спо­собные критически оценить баланс предприятия и целе­сообразность направления финансовых потоков.

 Деятельность комиссий направлена на финансовое оздоровление предприятий без судебных процедур. В их функции входит также анализ краткосрочных графиков погашения задолженностей.

3. Коллегии уполномоченных государственных представи­телей-кредиторов, основной функцией которых является предварительное (досудебное) изучение истории банкрот­ства предприятия, реструктуризация долга, разработка графиков погашения задолженности и осуществление кон­троля исполнения обязательств перед кредиторами.

4. Некоммерческое партнерство «Российская гильдия про­фессиональных антикризисных управляющих» (НП РГПАУ) — объединение специалистов по антикризисному управле­нию, их профессиональных организаций и иных юриди­ческих лиц, содействующих развитию антикризисного управления в России. Гильдия имеет трехзвенную органи­зационную структуру: территориальный, межрегиональ­ный и федеральный уровни.

Образован Попечительский совет Гильдии, в состав ко­торого вошли наиболее авторитетные руководители мини­стерств и ведомств, прямо либо косвенно занимающиеся финансовым оздоровлением и банкротством предприятий, члены Государственной Думы, Совета Федерации, Выс­шего Арбитражного Суда РФ, Центрального банка России.

Гильдия антикризисных управляющих —орган, коорди­нирующий деятельность предприятий в ближайшей пер­спективе посредством разработки конкретных программ и планов по их финансовому оздоровлению. Она самостоя­тельно выполняет те функции, которые Федеральная служба не в состоянии выполнить эффективно. Основны­ми функциями Гильдии являются: формирование и разви­тие нормативно-правовой базы в сфере антикризисного регулирования и управления, формирование свода профес­сиональных и морально-этических норм, правил и стан­дартов осуществления деятельности по антикризисному управлению, создание системы внутрикорпоративного мо­ниторинга, надзор за деятельностью лицензированных арбитражных управляющих, формирование команд антикризисных управляющих, разработка и реализация стратегии финансовой поддержки антикризисных управляющих, ме­тодическое сопровождение практики антикризисного уп­равляющего, повышение уровня профессиональной подготовки специалистов по антикризисному управлению.

Гильдия заключает соглашения о взаимодействии со всеми заинтересованными министерствами и ведомствами, участвует в качестве экспертов и независимых консультан­тов в работе с комитетами и комиссиями Федерального собрания РФ и законодательных органов субъектов Россий­ской Федерации. Ею разработан Кодекс профессиональной этики и чести арбитражного управляющего. Цель этого за­ключается в предотвращении участия антикризисных управ­ляющих в переделе собственности, недобросовестного при­менения законодательства о банкротстве, а также увиливания от ответственности за некомпетентное управление.

5.  Арбитражные суды.

6.    Совет по антикризисным программам при Прави­тельстве РФ — это своего рода экспертный орган, выяв­ляющий предприятия, нуждающиеся в судебной или вне­судебной санации, и задающий процессу их оздоровления системный и плановый характер. В его функции входят: разработка с участием консалтинговых фирм бизнес-пла­нов и инвестиционных проектов предприятий; выработка совместно с земельным комитетом, префектурой и спе­циализированными институтами долгосрочных программ финансового оздоровления предприятий; координация действий в сфере несостоятельности предприятий между местными территориальными органами власти.

7.   Властные структуры и профильные ведомства, в том числе департаменты управления инвестициями, фонды по поддержке малого бизнеса, службы занятости, государственные налоговые службы, налоговая полиция, внебюджетные фонды, контрольно-ревизионные комиссии, кон­салтинговые фирмы, антикризисные управляющие.

Круг участников антикризисного регулирования непре­рывно расширяется в результате проведения мероприятий, предоставляющих возможность для участия всем желаю­щим. С их помощью обеспечивается мощный обществен­ный резонанс, который укрепляет статус российских пред­принимателей и способствует выработке цивилизованных форм отношения к неудачникам из этой когорты.

Так, с 1999 г. осуществляется общественный проект «Новая эпоха. Лучшие менеджеры России». При отборе участников во внимание принимаются не только дина­мика экономических и социальных показателей деятель­ности предприятия, но и деловая репутация, личностные качества руководителя. В 2000 г. было 1500 претендентов из 82 регионов России. Лучшие участники становятся лауреатами и награждаются Национальной премией им. Петра Великого, учрежденной в 1999 г. Отдельные инвестиционные проекты прошли экспертную оценку российского отделения центра ЮН ИДА по международ­ному промышленному сотрудничеству при ООН.

Кроме того, проводятся всероссийские конгрессы пред­принимателей, различные конференции промышленников и предпринимателей.

Между всеми перечисленными участниками антикри­зисного регулирования формируются взаимоотношения по поводу повышения компетентности и прав в решении проблем финансового оздоровления предприятий. Они основаны на единстве и целостности государственной политики, проводимой в данной области. Механизм взаимодействия государственных структур, ответствен­ных за осуществление процедур банкротства предпри­ятий, с органами исполнительной власти играет главную роль в антикризисном регулировании.

Усиление этого взаимодействия проявляется в при­влечении территориальных органов к участию в экономи­ческом управлении исполнительных органов по вопросам общей компетенции. Так, территориальный орган ФСФО по г. Москве функционально входит в две комиссии пра­вительства Москвы (комплекса социальной сферы и ком­плекса по экономической политике и имущественно-земельным отношениям), в Комиссию по неплатежам и банкротству организаций-должников городского хозяйст­ва и в Совет по антикризисным программам при прави­тельстве Москвы. В результате руководители территори­ального органа одновременно являются членами Объединенной коллегии по промышленной политике.

В апреле 1999 г. между Федеральной службой и Гильдией было заключено Генеральное соглашение №1 о прин­ципах их взаимодействия, в рамках которого предусмотре­но совместное проведение аккредитации и проверки обучающих центров, проведение углубленной экспертизы по тому или иному вопросу, выдача арбитражному суду поручительств о профессиональных качествах антикризисного управляющего, формирование команд специалистов по ан­тикризисному управлению, осуществление надзора за дея­тельностью арбитражных управляющих.

Предыдущие материалы: Следующие материалы: