Какие виды антикризисного регулирования осуществляют государственные органы


С целью стабилизации экономики применяются сле­дующие методы государственного воздействия на состоя­ние предприятий: экономические —налоги, перераспределение доходов и ресурсов, ценообразование, кредитно-фи­нансовые механизмы, приватизация, реструктуризация за­долженности и др.; административные — принятие и кор­ректировка законодательства и контроль его соблюдения.

Государственное регулирование предполагает проведение экономической политики по различным направлениям.

1. Фискальная (бюджетная) политика представляет собой регулирование с помощью государственного бюд­жета и налогообложения, т.е. предусматривается уста­новление на определенном уровне степени зависимости предприятия от бюджета. Такая политика проявляется в следующем:

• в период спада производства —в увеличении объе­мов финансирования общественных работ, государствен­ных программ по оказанию поддержки важным для эко­номики предприятиям;

• в период подъема —в уменьшении налогов с насе­ления и предприятий, что ведет к повышению платеже­способного спроса населения и возможностей для инве­стирования у предприятий, а следовательно, к оживле­нию экономики;

• в любой период — в налоговом регулировании, ко­торое выражается в увеличении льгот для предприятий, функционирующих в желательных для государства сфе­рах экономики, для малых предприятий и предприятий, осуществляющих реконструкцию, техническое перевоо­ружение или расширение действующего производства; в установлении моратория на уплату обязательных плате­жей; в замораживании начисления пеней; в предоставле­нии рассрочки и отсрочки погашения долга, в возможно­сти получения налогового кредита.

Какие виды антикризисного регулирования осуществляют государственные органы2.  Структурная политика реализуется в процессе при­ватизации имущества государственных предприятий. В этой области намечены следующие направления: пере­смотр принципов и приоритетов в области управления и распоряжения государственным имуществом, усиление
роли государства в процессе реформирования отношений собственности, усиление государственного контроля в го­сударственном секторе экономики. Особенно это касается
тех предприятий, которые обеспечивают научно-техни­ческую и технологическую независимость страны как не­отъемлемую часть национальной безопасности.

3.   Финансово-кредитная политика представляет собой целенаправленное управление государства банковским процентом, денежной массой и кредитами, кото­рые, в свою очередь, воздействуют на потребительский и инвестиционный спрос. Она выражается в оказании финансовой поддержки на безвозмездной основе и на условиях льготных кредитов жизненно важным для эко­номики предприятиям в соответствии с Положением «О порядке предоставления государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям и ис­пользовании средств федерального бюджета, отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов в целях реорга­низации или ликвидации неплатежеспособных предприя­тий» (Приложение №2 к Постановлению Правительства РФ № 498 от 20 мая 1994 г.);

Эта политика проявляется также и в том, что Цен­тральный банк РФ, воздействуя на коммерческие банки и нормируя их обязательные резервы, тем самым стиму­лирует выдачу кредитов.

Кроме того, покупка и продажа ценных бумаг госу­дарства влияет на экономический рост и инфляцию: по­купка ведет к увеличению денежной массы, продажа — к ее снижению.

4.   Научно-техническая политика состоит в обеспечении комплексного развития науки и техники, что пред­полагает следующие меры: выбор приоритетных направ­лений в развитии науки и техники; государственная под­держка их развития путем финансирования; осуществле­ние прогрессивной амортизационной и инвестиционной политики; совершенствование системы оплаты труда на­учных работников; участие в международном научно-тех­ническом сотрудничестве и др.

5. Промышленная политика направлена на преобразова­ние отраслевой структуры промышленности в ходе госу­дарственного регулирования промышленности региона, в том числе на реструктуризацию предприятий, создание сис­темы стратегического корпоративного планирования и фи­нансового мониторинга, формирование системы информа­ционной поддержки промышленности. В настоящее время происходит процесс внутренней перегруппировки сил, за­ставляющий вчерашних олигархов развернуться в сторону более активной и финансово ощутимой поддержки нацио­нальной экономики.

6. Амортизационная политика — это оптимизация фор­мирования затрат по использованию основных фондов пу­тем выбора наилучшего варианта исчисления амортизации.

7. Инвестиционная политика нацелена на регулирова­ние темпов роста производства, ускорение НТП, изме­нение отраслевой структуры экономики. Основная зада­ча здесь видится в освобождении государства от функ­ции основного инвестора и создании условий для при­влечения частных инвестиций в экономику.

8. Прогнозирование и планирование занимают не по­следнее место в системе государственного регулирова­ния. Индикативное планирование, основанное на анали­зе развития экономики, осуществляется в соответствии с имеющимися ресурсами. Результатом являются основ­ные макроэкономические показатели в плановом перио­де: темпы роста валового национального продукта и на­ционального дохода, уровень инфляции, безработицы, МРОТ, дефицит бюджета, процентные ставки и др. Оп­ределяются способы их достижения и регулирования в случае их невыполнения.

9. Ценовая политика состоит в регулировании цен на важнейшие (первой необходимости) товары и услуги и на продукцию монополистов с помощью определения пре­дельных или фиксированных цен, предельных коэффици­ентов изменения цен, предельных уровней рентабельности.

10.   Внешнеэкономическая политика предполагает обес­печение условий для притока иностранных инвестиций и свободного выхода отечественных предпринимателей на мировой рынок с помощью таможенных тарифов, про­текционизма, принятия соответствующих законов.

11. Социальная политика является одним из важнейших направлений государственного регулирования. Так, в 2000 г. на финансирование социально-экономического развития регионов России, включая антикризисное регулирование, отдельной строкой в бюджете выделено 2 млрд руб.

Однако нельзя забывать и о таких проблемах анти­кризисного регулирования, как неприятие руководите­лей предприятий давления со стороны местной админист­рации, нежелание раскрыть финансовую и производствен­ную информацию о своем бизнесе, убежденность в том, что в условиях экономической нестабильности составлять программы финансового оздоровления предприятий бес­перспективно, отсутствие опыта у руководителей в подго­товке конкретных финансовых предложений.

Предыдущие материалы: Следующие материалы: