Три этапа становления института банкротства в современной России. Основная цель законодательства о банкротстве в современной России.


В условиях современной финансовой политики процеду­ры несостоятельности (банкротства) принадлежат к числу важ­нейших средств антикризисного управления развитием эко­номической ситуации как на уровне Российской Федерации и ее субъектов, так и на уровне муниципальных образований. Становление института банкротства в России происхо­дило поэтапно:

Этапы развития

Год

Законодательство

1. Дореволюционный

1740

«Банкротский Устав»

1800

«Устав о банкротах»

1832

«Устав о торговой несостоятельности»

1905

«Устав Судопроизводства Торгового»(не только физическое, но и юридическое лицо может быть объявлено несостоятельным)

2. Советский

1922

Нормы о несостоятельности были включены в Гражданский кодекс РСФСР, был введен раздел, посвященный регламен­тированию процедур несостоятельности.

1927

Нормы о несостоятельности были включены в Гражданско-процессуальный кодекс

3. Современный

14 июня 1992

Указом Президента РФ № 623 «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применении к ним специальных процедур»

19 ноября 1992

Первый послере­волюционный Закон «О несостоятельности (банкротстве) предприятий»(не доработанный, множество Указов Президента и Постановления правительства)

8 января 1998

Федеральный закон Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)»

26 октября 2002

Федерального закона № 127-ФЗ О несостоятельности (банкротстве).

1 Этап: Дореволюционный: В уставе 1905 года под Несостоятельностью при­знавалось такое положение дел, «когда кто-либо не имеет наличных денег на удовлетворение в срок своих долгов и есть признаки, что долги неоплатны, то есть всего иму­щества его для полной уплаты буде недостаточно».

В Уставе 1905 г. все случаи несостоятельности разде­лялись на три категории:

                 1. несчастная несостоятельность

                 2. неосторожная несостоятельность

                  3. подложная несостоятельность

2 Этап: Советский: С завершением нэпа банкрот­ства предприятий практически прекратились, поскольку существование этого института было несовместимо с мо­нополией государственной собственности и государст­венной поддержкой убыточных предприятий. Отсутствие в этот период в законодательстве института банкротства вызвало неустойчивое состояние кредитных отношений и предпринимательской сферы, незащищенность участ­ников гражданского оборота. Следует отметить, что лишь рыночные отношения обус­ловливают необходимость введения  института банкротства..

3 Этап Современный: К третьему этапу относится попытка возродить инсти­тут банкротства Указом Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 623 «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоя­тельных государственных предприятий (банкротов) и применении к ним специальных процедур», действо­вавшим до принятия Закона «О несостоятельности (бан­кротстве) предприятий» от 19 ноября 1992 г., когда стало v .возможным реальное проведение процедур банкротства.

 В соответствии с ФЗ №127 о банкротстве, несостоя­тельность (банкротство) это признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Отличительные черты Законов о банкротстве:

Закон

Отличительные черты

19 ноября 1992г. Закон «О несостоятельности (банкротстве) предприятий»

  -не выделял никаких особых категорий должников, вследствие чего ко всем применялись единые нормы.

  -отсутствовали механизмы защиты кредиторов и должника от возможных действий друг против друга( до принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом кредиторы могли ходатайствовать о наложении ареста на имущество должника, что делало невозможным спасение бизнеса должника. Этим пользовались кредиторы, не стремящиеся к восстановлению платежеспособности должника. Если же имущество должника не было арестовано, то должник мог продолжать им распоряжаться, так как не признавались недействительными сделки должника, совершенные до признания его несостоятельным (банкротом)).

  -санация относится к судебным процедурам

  - для заключения мирового соглашения необходимо погасить долги перед кредиторами 1, 2 очереди и бюджетом, а так же в течении 2-х недель погасить не менее 35% других требований

8 января 1998г. Федеральный закон Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)»

  -предоставляет для банкрота возможность оздоровления бизнеса, а для кредиторов максимальное возмещение их требований.

  - предусмотрено принятие специального закона о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций.

  - признает два вида несостоятельности: торговую и неторговую, т. е. несостоятельность лиц, ведущих предпринимательскую деятельность и не ведущих ее. (К последним помимо названных некоммерческих юридических лиц относятся физические лица, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя).

  - Закон «О несостоятельности (банкротстве)» применяется ко всем коммерческим организациям, за исключением унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления (казенного предприятия)

  -возможность признания несостоятельными физических лиц.

  -принятие решений переходит от собственников к кредиторам.(Кандидатуру управляющего определяют кредиторы и суд).

  - полномочия органов управления должника прекращаются.

  - должник может заключить с кредиторами мировое соглашение, удовлетворив требования кредиторов 1 и 2 очереди, а с остальными договориться о более гибких условиях возврата долгов.

  - запрещено разглашение сведений о банкротстве до публикации решения арбитражного суда.

  - принципиальным новшеством является процедура наблюдения, которую АС вводит в течении недели после заявления кредиторов.

   -полный мораторий на выплату долгов во время процедуры внешнего управления.

   -сумма задолженности на день обращения в суд должна быть не менее 500 МРОТ для юридического лица.

   - арбитражные управляющие действовали на основании лицензии арбитражного управляющего, выдаваемой Федеральной службой по финансовому оздоровлению и банкротству.

  - санация относится к досудебным процедурам

26 октября 2002г. Федерального закона № 127-ФЗ О несостоятельности (банкротстве).

-предусматривает особенности банкротства отдельных категорий должников: градообразующих организаций, сельскохозяйственных организаций, финансовых организаций (страховых организаций, кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг), стратегических предприятий и организаций, субъектов естественных монополий, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и др.

 -сумма задолженности на день обращения в суд должна быть не менее1000 МРОТ для юридического лица

 - законом о банкротстве 2002 г. предусмотрено проведение мер по предупреждению банкротства организаций и досудебной санации

- регулированием и обеспечением деятельности арбитражных управляющих должны заниматься специально созданные некоммерческие организации — саморегулируемые организации арбитражных управляющих, членом хотя бы одной из которых должен быть арбитражный управляющий.

 -санация относится к досудебным процедурам.  Новая процедура финансовое оздоровление

Предыдущие материалы: Следующие материалы: